AA

Выйдет ли Россия из патримониального режима?

Владимир Гельман — профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге. Вот уже три года он работает приглашенным профессором Alekstanteri Institute в Хельсинки. В марте при поддержке Академии наук Финляндии вышла его работа о проблеме патримониализма в российской политике и экономике. Профессор рассказал нам о предмете своих исследований.

— Владимир Яковлевич, что такое патримониализм, которому посвящена Ваша работа?
— Патримониализм — это такой способ управления государством, при котором происходит присвоение власти руководителями в своих частных интересах, они управляют страной, регионом или государственным учреждением как своей вотчиной. В России это принято называть «вертикалью власти». Такая модель управления была присуща странам Запада во времена средневековья, но многих государствам (в том числе постсоветским) она свойственна и по сей день: поэтому ее и называют неопатримониальной. Ее главное отличие в постсоветских странах состоит в том, что власть не передается по наследству, а используется политиками и чиновниками прежде всего для того, чтобы расхищать общественные ресурсы.

— Россия и другие постсоветские страны были фатально обречены на строительство «вертикали власти» или у них были какие-то исторические альтернативы?
— «Вертикаль власти» возникла, с одной стороны, как реакция на кризис управления, который пережили постсоветские страны в ходе распада СССР, а с другой стороны, как механизм, который позволяет руководителям удерживать политическое и экономическое господство. Альтернативы такому развитию событий, если и были, то они оказались упущены в 1990-е и в 2000-е годы. Слишком сильны оказались позиции тех, кто был заинтересован в строительстве «вертикали» — от Кремля до уровня школ и поликлиник.

— Каков Ваш прогноз – будет ли найден позитивный выход из этой модели?
— Давать прогнозы всегда и трудно, и легко — беда в том, что они часто оказываются неверными. Многие страны Третьего мира (особенно в Африке) так и не могут десятилетиями выбраться из ловушки неопатримониализма, даже если одних правителей в них иногда сменяют другие. Для России и других постсоветских стран такая опасность тоже довольно велика, и чем дальше сохраняется нынешнее положение дел, тем больше она возрастает.

— Расскажите, пожалуйста, о своем сотрудничестве с Aleksanteri Institute. Как финская научная общественность воспринимает Ваши исследования?
— Я работаю в Alekstanteri Institute с 2012 года, координирую одно из направлений большого коллективного проекта Choices of Russian Modernization — он посвящен анализу закономерностей изменений в современной российской политике, экономике, обществе и культуре и изучению перспектив дальнейшей эволюции страны.
Для Финляндии исследования России — важный приоритет, финская экспертиза в этой сфере значима и для всей Европы, и мы стараемся не только публиковать результаты нашей работы в ведущих международных научных изданиях, но и знакомить с ними широкую общественность. В мае в США выйдет моя книга, посвященная динамике политического режима в современной России, и я буду рад презентовать ее в университете Хельсинки.

 
Вадим Штепа

Ваш комментарий?

На главную