День оборонительных сил отмечается в Финляндии в день рождения маршала Финляндии Карла Густава Маннергейма 4 июня. Силы обороны, главная задача которых состоит в защите независимости и территориальной целостности Республики Финляндия, были созданы в 1918 году. Биография Маннергейма тесно связана с историей страны, о чем написано много. Особый интерес историков сейчас вызывают архивные сведения об общении К.Г. Маннергейма и Л.Г. Корнилова в Китае в начале ХХ века. Не все знают и о том, что 1 апреля 1919 года Маннергейм издал указ о прекращении процессов по государственным преступлениям, а в июне была объявлена всеобщая амнистия для всех «красных финнов», кроме тех, кто был повинен в военных преступлениях. Мотив - опасность расслоения общества. Так социал-демократы вновь получили возможность участвовать в политической жизни, в выборах в парламент 1919 года, и таким образом была локализована перспектива продолжения гражданской войны. Маннергейм писал в те годы: «Речь могла идти только о всенародных выборах, хотя в них участвовала и та часть народа, которая совсем недавно выступала против закона и правительства. Но нам было жизненно важно создать условия для национального согласия, чтобы засыпать пропасть, образованную восстанием и углубленную войной». Может быть поэтому спустя 20 лет сталинская надежда на повторный раскол финского общества потерпела крах.
С маршалом Маннергеймом вплотную связана вся история страны. А день 4-го июня по-особому празднуют как финны, так и русские. Первые гостеприимно открывают двери всех музеев для бесплатного посещения, чем создают желание россиян их посещать именно в этот день. Большой интерес в этот день вызывает музей-вагон на вокзале в Миккели, в ставке финской армии в период войны, сюда, кроме прочих мест, специально едут русские туристы.
На иллюстрациях показан пожилой солдат-финн в ставке Маннергейма 4 сентября 1941 года и фото современной финской армии в походных условиях – для редактора)
Сегодня у финской и у российской армий есть общие организационные принципы. Финская армия формируется как кадровыми военными, которых в стране чуть менее 9 тысяч человек, так в основном и призывниками, которым исполнилось 18 лет. Призывной возраст утвержден от 18 до 30 лет. Срок службы в армии различен. Для молодых людей всегда есть выбор: альтернативная служба в течение 12 месяцев или военная служба продолжительностью полгода-год. С 1995 года в финской армии могут служить женщины. Причем на западе Финляндии Аланские острова являются особой демилитаризованной зоной, где на жителей призыв в армию не распространяется.
Силы обороны Финляндии включают три вида: сухопутные войска, военно-морской флот, военно-воздушные силы, все они подотчетны президенту страны. Пограничная гвардия насчитывает почти 4 тысячи человек, она подчинена министерству внутренних дел. Больше половины личного состава флота состоит из призывников, в сухопутных войсках этот процент еще выше. В ВВС Финляндии, как и в русских ВВС, значительную часть составляют офицеры. Более полусотни многоцелевых истребителей F/A-18C, произведенных в Финляндии по лицензии, четыре десятка учебно-тренировочных самолетов Valmet L-70 и Valmet L-90 Redigo, а также несколько единиц самолетов транспортной авиации, имеющие опознавательный знак на корпусе – синий круг на белом фоне, составляют гордость ВВС. Большинство самолетов стоят в ангарах. Для территории, по площади сопоставимой с Ленинградской областью, этого вполне достаточно.
Внимательный взгляд путешественника может заметить, что в некоторых местах южной и центральной Финляндии на автомобильных магистралях имеются расширения дороги в три, а то и в четыре раза. Такие расширения имеют протяженность 2-3 километра. Это запасные взлетно-посадочные полосы для резервных аэродромов. Гражданский аэропорт в Лаппеенранте ежедневно обслуживает смена в составе всего пяти профессионалов, что является несомненной гордостью финнов, и об этом факте более-менее известно всем. Но немногие знают, что сразу за аэропортом в огороженной забором зоне находится воинская часть ВВС с самолетами в ангарах, вход на которую посторонним, разумеется, запрещен.
Как и во всех сферах жизни финны переработали мировой успешный опыт, довели до ума все полезные инновации, в том числе в области обороны. Покупные советские танки и несколько истребителей типа МИГ еще стоят на вооружении финской армии, однако вся «начинка» в них модернизирована. В войска также поставляется автотранспорт финской компании «Sisu». Была развита и финская оружейная промышленность: по форме напоминающий немецкий Браунинг пистолет L-35 был разработан финским конструктором Аймо Лахти, и выпускался финской фирмой VKT с 1935 года. Иллюстрацию рационального подхода можно дополнить и тем, что комплект современного финского солдата из сухопутных сил составляет до 22 предметов, включая в частности жилет-разгрузку, 4 запасных снаряженных боеприпасами магазина, непромокаемый блокнот, ручку с чернилами для записей в сырую погоду, флажок, фонарь, радиостанцию, GPS-навигатор, наушники и другие предметы амуниции. Наиболее типичное оружие финского солдата и пограничника - модификация автомата Калашникова под наименованием «RK 95 TP». Личное оружие - пистолет типа Глок-17, который можно увидеть, бросив взгляд на открытую поясную кобуру пограничника на любом погранпереходе или финского полицейского. Типичное обмундирование военных - камуфляж с добавлением природных теней в цветовой гамме «черный уголь» зашифрован как МО5.
К слову, никто не слышал о дедовщине в финской армии, ибо для нее нет оснований. Чтобы подтвердить это умозаключение, предлагаю читателям самостоятельно ознакомиться с архивом «Финляндский торговый путь» за 2015 год и почитать статью «Финская армия», написанную от первого лица. В ней интересно рассказывается именно о буднях финского солдата.
Зато есть психологические тесты, увольнения и накопительная система баллов, которая является качественным мотивационным инструментом и порождает регулируемое командованием социальное соревнование среди военнослужащих. Психологические тесты, позволяющие вовремя выявлять критичное настроение, начали использовать в российской армии совсем недавно, эпизодически. Впрочем, такие тесты были у нас обязательными для специальных служб и сотрудников правоохранительных органов. В финской армии - это давняя традиция.
ВМФ составляют более 40 судов разного водоизмещения и назначения – без учета сил и средств пограничной гвардии, в которой по некоторым оценкам чуть более 100 малых быстроходных судов тактического назначения и пограничных катеров, в том числе суда на воздушной подушке. По заключенному 10 февраля 1947 года в Париже и действующему в настоящее время между нашими странами договору, Финляндия не имеет подводных лодок, торпедных катеров и специализированных штурмовых судов.
За годы своего существования финская армия проводила несколько реформ. Неверно полагать, что из «табели о рангах» исчезло воинское звание «прапорщик», оно сохранено – ванрикки, но звания старшего прапорщика действительно нет, впрочем, присутствуют такие, как фебель и сержант-майор, его можно позиционировать как солдат-мастер. Чтобы предметно уточнить полномочия ванрикки, обратимся к истории Зимней войны, когда дотом "Миллионером" с личным составом в 20-30 человек командовал его «аналог» - финский прапорщик. К примеру, прапорщик Поппиус командовал таким дотом в полосе линии Маннергейма на Карельском перешейке в декабре 1939 года. Уточню также, что дот "Миллионер" так назывался потому, что его примерная стоимость была сопоставима с одним миллионом финских марок в их значении 30-х годов ХХ века. Российскому генерал-майору сегодня примерно соответствует финский бригадный генерал.
До 400 тысяч человек находятся в резерве, готовые при необходимости защищать свою страну и быстро прибыть в пункты сбора. Примерно 2 года назад каждый финский резервист получил специальную памятку о конкретных действиях в случае мобилизации. Это было связано с одиозными событиями на Украине.
Среди финских писателей есть люди, специализирующиеся на военно-исторической литературе, мемуаристике. К примеру, таков Роберт Брантберг, с которым я познакомился на Российско-Финляндском культурном форуме. До 2016 года Р. Брантберг возглавлял ассоциацию писателей г. Оулу и в конце прошлого года передал правление другому известному в литературных кругах финну, мастеру художественного слова Антти Лейкасу. Если внимательно присмотреться к ассортименту финских книжных магазинов, а также музейной продукции и комиссионной торговли, то мы увидим, что книги о военных и воспоминания о войне, как новые, так и неоднократно переизданные, составляют значительную долю рынка. Мастер исторической прозы, автор 16 книг исторической тематики, изданных в Швеции и Финляндии, в том числе трилогии о жизни К.Г. Маннергейма, о героях «Зимней войны» 1939-1940 годов, Роберт Брантберг также широко известен как автор книги «Зимняя война – судьба пяти», а также книг Sotasankarit ("Герои войны"), Sotakenraalit ("Военные генералы"), биографий подполковника Антеро Хаволана (Naparetkeilija – «Полярник»), генерал-майора Эркки Рааппала, подполковника Никке Пярми, полковника Матти Арнио, старшего сержанта Микко Полла - одного из двух советских граждан в истории, награжденных рыцарским крестом Маннергейма и многих других.
Чего же достигли финские военные, что дали миру, спросите вы, и кто о них слышал? И напрасно вы уверены в обратном. Генералы и полковники финской армии покрыли свои имена несокрушимой славой на полях сражений как военные деятели – защитники своей страны. Талвела, Паяри, Хеглунд, наконец, всем известный Карл Густав Маннергейм. Этих и многих других военачальников знает и почитает каждый взрослый финн. Да, они не захватили чужие территории, но с большой славой и достоинством отстояли свои. Впрочем, здесь нет противоречий. Почти все великие полководцы отчасти были неудачниками. Ганнибал выигрывал сражения, но проигрывал войны, Наполеон Бонапарт закончил жизнь на острове Святой Елены. Г.К. Жукова в конце карьеры сместили с должности. Но это все относительно, ведь и «Северной Венецией» часто называют не Петербург, а Стокгольм. Любая медиапрезентация оказывает существенное воздействие на людей в эру глобализации. Роль писателя и путешественника состоит в трансформации опыта «других»: в обнаружении «нового» в какой-либо стране или культуре и соотнесении этого «нового» с уже имеющимся у читательской аудитории багажом знаний. Такие писатели являются «социокультурными декодерами», которые преобразуют информацию из одного культурного контекста в другой. Как издательства, так и средства массовой информации по большому счету интересует не действительность как таковая, а то, как эту действительность видят другие, то, что другие считают важным. Отсюда смотрится логичным то, как патриотично финны относятся к истории своей страны, а также и к ее героям.
Другой известнейший финский писатель, переведенный на 17 мировых языков и стабильно выпускающий по два новых романа в год, Аарто Паасилинна в романе «Лес повешенных лиц» справедливо показал, как финский майор по личным обстоятельствам взял отпуск «за свой счет» на год, и двинул на природу. А мог бы и на пять лет взять – один раз за трудовую карьеру с сохранением рабочего места. Если в силу разных причин в России таким отпуском пользуются единицы, то в Финляндии это довольно распространенное явление: у человека любой профессии должна быть возможность отдохнуть.
Финские солдаты – особые люди, впрочем, как и все население страны. Мне они симпатичны. Дух Sisu довлеет над ними. По сути, мы имеем счастье видеть в финнах один из лучших примеров нейтралитета, какой только бывал в истории: нет образа врага, нет надежды на помощь от других, но есть надежда на себя, как на автономного защитника. Еще более колоритно этот дух проявляется в провинции Финляндии Остроботнии. Финские солдаты, если надо, умеют сражаться с «угрюмой методичностью», как их прообраз – мобильная конница гаккапелиты в Европе в XVII веке. Целеустремленность и патриотизм у финнов на высоте. Но их душевные качества, впрочем, скрытые от поверхностного «туристического» взора, высокоразвиты и культурны: человек, гражданин, солдат в иерархической системе ценностей стоит превыше государственного устройства, он – главная ценность страны. Если вспомнить историю Зимней войны и «Войны-продолжения», единственных войн после обретения независимости Финляндии, то увидим, что тело погибшего воина похоронная команда в составе 1-2 человек сопровождала до места его жительства, где и проводилось захоронение. Почувствуйте разницу – в отношении как к живым, так и к мертвым, и сами сделайте выводы. Финн не нуждается ни в нашей оценке, ни в признании, своего исключительного положения в мире он достиг сам. В начале ХХ века петербургские этнографы писали, что «финны любят себя так, как редко какие народы сами себя любят. В сознании большинства народов заложен некий идеальный образ себя или отнесенный к «золотому веку» в прошлом, и остро ощущается собственное несоответствие этому образу. У финнов такой неудовлетворенности почти нет». Этим и объясняется удивлявшее многих исследователей подчеркнутое уважение финнов к самим себе, корректная самодостаточность как типичная черта нации.
В годы гражданской войны 1918 года, а затем в 1939-1940, 1941–1944 годах финские солдаты и офицеры доказали свое мастерство. Частичка этого опыта не забывается, напоминая на что граждане способны, когда приходит время гражданской и военной консолидации. В Хельсинки, на территории Арсенала в честь финских военных и резервистов установлен памятник, к которому граждане относятся с беспримерным уважением.